www.miz-ural.ru


Учись, пока молодой!

Начало июля было жарким для Челябинской областной организации ВОИ в прямом и переносном смысле. Под беспощадно палящим солнцем работникам правления ЧООО ВОИ и активу Ассоциации молодых инвалидов пришлось оперативно решать вопросы организации сразу двух крупных мероприятий, выходящих за рамки области. С 4 по 8 июля на базе санатория-профилактория «Волна» проходила «Школа лидеров молодых инвалидов Приволжского и Уральского округов. Поучиться лидерским качествам собрались 60 юношей и девушек, многие из которых после закрытия «Школы лидеров» стали участниками другого события - Межрегионального слета молодежного актива ВОИ Уральского федерального округа. Впрочем, обо всем по порядку.

Лидером стать, лидером остаться

Вклинившись в напряженный график занятий, нам удалось во время короткого перерыва на кофе-брейк побеседовать с директором учебного центра ЦП ВОИ Ольгой Банниковой.

– Ольга, как давно вы занимаетесь тренерской работой, обучаете и взращиваете новых лидеров инвалидных организаций?
- Учебный центр существует три года, а до этого мы начинали тренинги сначала в своем регионе, в Великом Новгороде, затем вышли на межрегиональный уровень. Теперь проводим школу лидеров на всей территории нашей страны от Санкт-Петербурга до Владивостока. Наверное, уже нет региона, где мы не были. В Уральском федеральном округе мы проводим школу лидеров в третий раз, в Челябинске были два года назад. При первом знакомстве нам понравилось то, что у вас сильное общество, на которое можно положиться в вопросах организации занятий. А содержательная сторона – это уже наша забота, хотя мы всегда опираемся при разработке программы тренингов на пожелания региональных организаций. Большинство проблем, которые мы сейчас разбираем на занятиях, подсказаны жизнью, сами прошли через них, когда были просто активистами своих обществ инвалидов. Так что все идет от практики. Но в конце каждого цикла занятий мы просим участников школы заполнить анкету, чтобы узнать, какие еще темы и проблемы интересуют молодых людей с инвалидностью.

- У вас какое-то специальное образование?
- У меня их три: психологическое, педагогическое и управленческого немножко. В структуре центра два тренера – я и Ольга Осипова. Но в каждом регионе мы стараемся готовить тренеров из числа местного актива, так как это гораздо продуктивнее, можно проводить семинары и тренинги гораздо чаще и вне зависимости от нас. Например, Евгений Кравченко из Тюмени, пройдя предварительное обучение, «обкатывает» полученные навыки и знания на занятиях нынешней школы. На мой взгляд, весьма успешно. Еще здесь работают тренерами Руслан Шакиров из Башкирии и Лена Зуева из Перми, она уже не новичок, в третий раз ведет занятия. Обучение проходит по группам: новички и «второгодники». А «третьегодников» мы собираем отдельно на общероссийскую школу в сентябре. Там будут и челябинские активисты. Наша задача – помочь молодым лидерам повысить эффективность их работы и нацелить их на то, чтобы они стали кадровым резервом организации.

- А ведется ли статистика, кто из молодежи занял руководящие посты в своих организациях после «Школы лидеров» или каким-то образом еще реализовал полученные знания?
- Надо отметить, что из тех, кто дошел до третьего года обучения, все активно работают в своих организациях, а некоторые уже возглавляют первичные, районные или городские общества. Вообще на школе лидеров мало случайных людей, так что в основном все остаются в этой структуре и являются потенциальной сменой нынешним руководителям на будущее. Этому способствует и достаточно жесткий отсев: первый год обучения проходят триста человек, а к третьему году остается 45. Это не значит, что отсеявшиеся оказываются вне организации, просто не всем дано быть лидером и не всем это интересно. А школа – она полезна для всех, независимо от того, чем человек будет заниматься и в какой области захочет себя реализовать. Собственно, и занятия выстраиваются таким образом: сначала идут тренинги, нацеленные на повышение коммуникативных способностей, умение планировать свое время и действия, а это нужно любому. Второй год уже более специфичен: мы учим работать со СМИ, писать проекты для некоммерческих организаций. А третий будет полностью посвящен только работе в ВОИ с изучением законодательной базы и других сложных вопросов, которые необходимо знать будущим руководителям всех уровней.

- Кто отбирает людей для участия в школе?
- На первый этап – руководители местных организаций согласно нашим рекомендациям, а на следующие мы оставляем тех, кому это действительно надо и кто может по личностным качествам стать настоящим лидером. Нам самим это интересно, потому что каждая школа сулит встречи с яркими личностями, общение с которыми обогащает нас, заставляет постоянно расти и совершенствоваться. Надеюсь, что это процесс взаимный и все, прошедшие «Школу лидеров», смогут найти свое место в жизни и значительно быстрее интегрироваться в общество.

Тренировались до последнего

Даже в последний день перед закрытием «Школы лидеров», за несколько часов до торжественного ужина, ребята с головой погрузились в работу: горячо обсуждали темы, спорили, защищали свои проекты. На семинаре под руководством Евгения Кравченко из Тюмени и Ольги Банниковой, директора учебного центра ВОИ, молодые инвалиды учились планировать общественные акции и осваивали «науку» привлечения спонсорских средств.
Условия задачи, которую поставили тренеры, были жесткими. Благотворительной организации нужно найти две тысячи долларов на операцию ребенка. На поиск средств дается всего десять часов. Команды предлагали разнообразные пути решения данной задачи. Например, Андрей Свинолупов, председатель Октябрьской организации ЧООО ВОИ, защищая проект своей команды, представил такую схему. Во-первых, нужно собрать сведения о ребенке, поместить информацию в СМИ, договориться с медицинским учреждением. Ребята даже предусмотрели, что в банке за перевод денег возьмут проценты.

Надо было продумать не только действия, но и озвучить цели каждого шага, рассчитать время на их выполнение вплоть до минуты.
Следующее задание состояло в том, чтобы распланировать проведение общественной акции. Одна команда представила акцию по организации доступного городского транспорта для маломобильных групп населения.
Другая предложила акцию по доступности здания университета для студентов с проблемами в передвижении.

По словам Ольги Банниковой, «Школа лидера» дает виток новых идей, за которыми следуют и действия. Ребята обмениваются опытом, поднимают острые проблемы, учатся взаимодействию со СМИ и с властью. Для многих участников школа стала толчком к осуществлению межрегиональных проектов. Например, ребята из Приволжского региона после первого цикла занятий собрались вместе и провели совместную школу туризма.



Своим мнением делится тренер «Школы лидеров», председатель Ленинской окружной организации ВОИ города Тюмени Евгений Кравченко:

 - В «Школе лидеров» в качестве тренера я принимаю участие впервые. Тренерская работа дает возможность совершенствовать себя и научиться доносить полезную информацию до тех, кто в ней нуждается. А «Школа лидеров» необходима,  с одной стороны, самим молодым людям с инвалидностью, с другой стороны - организациям ВОИ. Ребята учатся проявлять лидерские качества, правильно их использовать. Таким образом, они смогут больше сделать для своих организаций на местах. Участники школы активно принимали участие в семинарах, с большим интересом готовили домашние задания. Все темы бурно обсуждались, проходили оживленные дискуссии. Я считаю, что наша совместная работа прошла плодотворно. Если даже десять процентов присутствующих усвоили хотя бы половину информации, это уже большой плюс и толчок для дальнейшего роста.

По мнению участника из Удмуртии
Александра Васильева:
- Я уже второй год обучаюсь в «Школе лидеров», и каждое занятие дает что-то новое. В прошлом году она проходила в Перми, в Челябинске я в первый раз. Очень понравилось место проведения занятий: рядом озеро, карьер, можно искупаться после напряженного учебного дня, снять усталость. И вообще все очень хорошо организовано. Я с 2006 года являюсь руководителем городской организации ВОИ и основной упор стараюсь делать на привлечение молодежи. Ведь молодым людям с инвалидностью очень нужны навыки социализации в обществе, помощь в обучении, трудоустройстве. Те знания, что получил здесь, хочу применить на практике: проводить у себя в регионе что-то подобное этим занятиям.

Ирина Катуженец, Пермская область:
- Я тоже «второгодница», поэтому многих ребят уже знаю. Но приобрела и новых знакомых. Такие встречи очень полезны, к знаниям добавляется опыт, интересные идеи, которыми мы делимся во время общения. Я являюсь председателем объединения молодых инвалидов и в среде единомышленников нахожу то, что можно использовать в своей работе.
Ильдар Хайрутдинов , Пермский край, г. Кизил:
- Как председателю первичной организации, занятия в школе позволили мне быстрее преодолеть скованность, я научился говорить с людьми, аргументировать, убеждать, стал более раскованным, уверенным в себе. Все это необходимые качества, которые помогают проводить мероприятия с молодежью и детьми-инвалидами, решать сложные вопросы, понять каждого, кто к тебе обращается. Кроме того, очень ценны новые контакты. Мы договариваемся о совместных мероприятиях, туристических слетах и продолжаем общаться: разговариваем по Скайпу, переписываемся в Контакте. С Интернетом для общения практически нет границ!