www.miz-ural.ru


Инклюзивное образование: родится ли в спорах истина?

Любопытную подборку материалов на тему инклюзивного образования я обнаружила на сайте Правобережного общества инвалидов города  Магнитогорска. Интерес председателя организации Алексея Рогалина к этой теме не случаен. Он считает, что образование – первый и непременный шаг человека с инвалидностью к нормальной независимой жизни.  К сожалению, сделать его у нас в стране не так-то просто… 

«Отказать. Нельзя принять…»
Отсутствие условий для обучения инвалидов – не основание для отказа в их приеме в ВУЗ или ССУЗ.

В преддверии сезона поступлений в ВУЗы и ССУЗы обострилась проблема, связанная с приемом на обучение инвалидов и готовностью образовательных организаций обеспечить для таких студентов необходимые условия. Из анализа статистики прослеживается тенденция к снижению принятых на обучение абитуриентов с инвалидностью. Немалую роль в этом играет отказ образовательных организаций принимать инвалидов в тех случаях, когда в учебных заведениях отсутствуют соответствующие условия для обучения таких лиц.

Рособрнадзор разместил на своем сайте письмо от 16 апреля 2015 г. № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья». Данный документ подчеркивает, что образовательной организации запрещено отказывать инвалидам в приеме на обучение, если в ней не созданы условия для получения такими лицами образования. В нем говорится, в частности, что создание необходимых условий для обучения инвалидов – это законодательно закрепленная обязанность образовательных организаций (ч. 10 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Отсутствие у организации специальных условий для получения инвалидами образования является прямым нарушением одного из лицензионных требований (подпункт «и» п. 6 Положения). Рособрнадзор отметил также, что инвалиду не может быть отказано в приеме на обучение на основании того, что в индивидуальной программе реабилитации, предусматривающей возможность (рекомендацию) получения лицом среднего профессионального и (или) высшего образования, не указаны конкретные учебные заведения или конкретные специальности (направления подготовки).
Помимо этого, в своем письме ведомство обратило внимание на то, что при проведении контролирующими организациями проверок образовательных организаций особое внимание должно быть уделено контролю за соблюдением требований по обеспечению специальных условий для получения инвалидами образования. За допущенные нарушения будут привлечены к административной ответственности в виде штрафов как должностные лица, так и организации.
Об отказе в приеме на обучение в связи с отсутствием в образовательной организации соответствующих условий можно сообщить в Рособрнадзор, воспользовавшись сервисом «электронная приемная». Кроме того, за защитой нарушенного права абитуриент или его законный представитель (в случае недостижения лицом совершеннолетия) также вправе обратиться в прокуратуру или в суд в общем порядке.

Тьютор нам поможет?
Проблемы получения образования людьми с инвалидностью обсуждались в ходе онлайн-конференции Общественной палаты РФ 21 мая 2015 года. 

Для учета всех индивидуальных потребностей инвалидов, начиная с раннего возраста, и подбора для них наиболее оптимального образовательного учреждения, а затем и места работы эксперты предлагают создать базу данных о людях с инвалидностью. Это может быть специальный реестр либо информационный портал. Предполагается, что в дальнейшем полученные сведения будут использоваться при подборе государственными службами занятости места работы инвалиду в соответствии с его потребностями и запросами.

Как отметил член Общественной палаты РФ Павел Сычев, сегодня лица с инвалидностью вынуждены выбирать высшее учебное заведение исходя из имеющихся в ВУЗе условий для их учебы, а не из собственных интересов. При этом количество ВУЗов, готовых принять в свои стены студентов с инвалидностью, возмутительно мало. «По данным мониторинга Общероссийского народного фронта, из 102-х проверенных им высших учебных заведений условия для обучения инвалидов имеются лишь в 12-ти», – рассказала член Общественной палаты РФ Диана Гурцкая. При этом речь идет не только о техническом оснащении учебных заведений (реабилитационном и специальном компьютерном оборудовании, организации перевозки обучающихся и т. п.), но и о наличии на их официальных сайтах информации о приеме инвалидов, использовании особых методик обучения. Возможно, именно неготовностью ВУЗов к обучению инвалидов вызван тот факт, что, по словам Дианы Гурцкой, лишь 50% всех поступивших лиц с инвалидностью заканчивают учебу. 

Еще большее беспокойство вызывают случаи, когда стремление чиновников поставить галочку  напротив пункта «Инклюзивное образование», приводит к бездумному слиянию нескольких разнопрофильных учебных заведений для инвалидов. Например, в Вологодской области в ближайшее время планируется объединить коррекционную начальную школу-детский сад, которая обучает слабовидящих, со школой для слабослышащих. По мнению той же Дианы Гурцкой, «такое соединение – большая ошибка. Например, есть тифлопедагоги, которые учат шрифту Брайля, а есть сурдопедагоги, и это совершенно разные люди. Не думайте, что я хочу обратить больше внимания на незрячих людей – для меня все дети равны. Просто я знаю, что ничего хорошего из объединения групп не будет ни для одних, ни для других…»

…Мне же в связи с этим снова вспомнился «Класс коррекции» Ивана Твердовского, где в одном коррекционном классе обучались подростки с сохранным интеллектом, но ограниченные в передвижении, и их сверстники с явными нарушениями психики. К каким жутким последствиям это привело, помнят те, кто смотрел фильм. Ломать, как известно, – не строить, и у многих педагогов коррекционных учебных заведений есть вполне обоснованные опасения по поводу «слияния» не на пользу, а во вред детям, которым и так приходится преодолевать много трудностей в жизни. Какой удачей на этом пути является школа с правильно выстроенной системой обучения и воспитания, с умными и чуткими педагогами, можно узнать от самих воспитанников (см. публикацию «История моего преображения или  классы коррекции по-кусински» на стр. 8) . 

Возвращаясь к обсуждению на онлайн-конференции Общественной палаты РФ проблем получения инвалидами профессионального и высшего образования, приведем мнение заместителя директора ГОУ СПО «Технологический колледж № 21» Ольги Волковой, которая  считает, что первоочередной задачей ВУЗов при организации условий для инвалидов является введение в штат должности тьютора. Напомним, каждой профессиональной образовательной организации рекомендовано иметь специального преподавателя, призванного помогать лицам с инвалидностью (п. 2.1 «Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса»). Тьюторы организуют процесс индивидуального обучения инвалида, совместно с обучающимся распределяют и оценивают имеющиеся ресурсы, а также выполняют посреднические функции между студентом-инвалидом и преподавателями. В настоящее время такая система сопровождения практически отсутствует, из-за чего люди с нарушениями здоровья ограничены в возможности получения специальности.

Несмотря на все отмеченные недостатки в организации образовательного процесса для инвалидов, наибольшее опасение все же вызывает не само обучение, а дальнейшее трудоустройство лиц с инвалидностью. Эксперты рассказывают, что многие инвалиды вынуждены заканчивать несколько средних и высших учебных заведений в надежде найти работу хотя бы по одной из освоенных ими специальностей.