www.miz-ural.ru


Осторожно: живая душа!
(Впечатления от фильма «Класс коррекции»)

Не зря фильм молодого режиссера  Ивана Твердовского получил несколько престижных наград на XXV Открытом российском кинофестивале «Кинотавр-2014»: «За лучший дебют», «За лучшую режиссерскую работу», «За лучшую женскую роль» (Мария Поезжаева). Фильм вряд ли кого-то оставит равнодушным. В нём явно звучит безмолвный призыв: «Встань и иди!», преодолевая преграды и всем бедам назло.

Фильм Твердовского потрясающе повествует о любви, равнодушии, жестокости и предательстве. В отличие от картин с подобной тематикой «Чучело» и «Класс», «Класс коррекции» уникален тем, что показывает жизнь российских подростков-инвалидов.

Колясочница Лена Чехова после домашнего обучения поступает в коррекционный класс для детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Лена вынуждена идти туда, поскольку не имеет выбора. Мечта Чеховой – получить аттестат о среднем образовании... К ней, девочке умной и привлекательной, потянулся близкий по духу мальчик – Антон Соболев.  Так зародились нежные ростки первой любви. Вот только почва для них была неблагоприятной –  глухота и чёрствость окружающих…

Я очень советую посмотреть этот фильм. По сути, он – о затворнице, вышедшей к людям, и неумело пытающейся наверстать всё и сразу. И еще – о силе, превозмогающей боль от крушения надежд.
Эта кинолента, на мой взгляд,  – хорошее  «доказательство от противного». В ней без морализаторства говорится о том, как не стоит поступать. Как опасна игра со смертью. К чему может привести поспешность со стороны влюблённой девушки. Чем чреваты попытки добиваться своего, невзирая на особенности тех, кто рядом.

«Класс коррекции» ценен тем, что подобно зеркалу показывает пороки общества. Пандус, сделанный ради галочки, по которому невозможно подняться в коляске. Педагоги, которых заботит физическая безопасность учеников, а  не развитие и душевное состояние. Да и за жизнь детей они переживают в основном из-за себя: по комиссиям затаскают!

Фильм удачно «подглядел» отношение посторонних к «особым» детям. Красотка-старшеклассница из той же школы обзывает их «кэкэошниками» (от ККО) и снимает на телефон девочку-колясочницу как диковину. Прохожие, у которых Лена с компанией просила немножко денег, реагировали доброжелательно. Но больше всего меня тронул оставшийся за кадром благодетель из магазина, одолживший Антону тележку.

…У меня, инвалида 1 группы со стажем, фильм Твердовского всколыхнул давние воспоминания. К 15-и годам здоровье помахало мне рукой, а из больницы удалось выписаться под мамину расписку. Мне не пришлось учиться в специальном учреждении или классе коррекции. Я рвалась домой, чтобы последнюю четверть восьмого класса проучиться в родном коллективе. Там помнили мои успехи в учёбе и спорте и ценили за то, что я просто жива, что как-то хожу в школу и «переползаю» из кабинета в кабинет. Когда же я пришла в другой класс после года пропуска, поначалу пришлось очень трудно физически переносить нагрузки. А в коридоре я часто ощущала косые взгляды на походку «несмазанного робота». В таких случаях мне вспоминалась наша учительница по труду, у которой не было ног ниже колен, и я укреплялась примером её стойкости. Подробнее о моей учёбе в школе – «МиЗ» за сентябрь 2014 года http://www.miz-ural.ru/art.php?id=63&r=305&art=531.

Конец фильма, по-моему, несёт два положительных посыла.

1.    Никто не безнадёжен. Так, доброта проявляется в уборщице, которая до этого учила всех «ходить у стеночки».

2.    И среди полного мрака может случиться чудо. Лена уходит из школы на своих ногах, хотя её диагноз не предполагает такого финала. Но на то оно и чудо – пусть хотя бы в кино…

А главное – фильм с болью и отчаянием просто «кричит» о том, что люди с инвалидностью  хотят быть частью общества, а не кастой отверженных. В картине коридор коррекционного класса огорожен решёткой – как в зверинце. Спасибо создателям фильма за точный диагноз!

Кинолента отнесена к категории 16+.  Но, думаю, уже для тринадцатилетних этот фильм будет полезен, особенно если рядом окажется умный взрослый. Мне кажется, лучше учиться на чужих ошибках. Тогда, может быть, удастся избежать своих.

Я очень хочу, чтобы Иван Твердовский снял продолжение «Класса коррекции». Где Лена в блестящем исполнении Марии Поезжаевой смогла бы «всё преодолевши, устоять»...

Наталья Потапова,
инвалид 1 группы.

От редакции: хотелось бы услышать мнение о фильме читателей газеты, которые прошли через обучение в коррекционных и общеобразовательных учебных заведениях.  Разговор об инклюзивном образовании продолжается. Нам важно, что думают об этом сами молодые люди с инвалидностью и родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

И еще: несмотря на сравнительно недавнее увлечение журналистикой и почти полную неподвижность, наш автор Наталья Потапова написала много материалов, весьма полезных и интересных для людей с инвалидностью. Но не все из них мы можем разместить на страницах газеты из-за ограниченности площади. Поэтому часть  из неопубликованного в «МиЗ» можно найти по ссылке: http://www.xomona.ru/domovodstvo/208-invalid-odin-doma.html