www.miz-ural.ru


Ревущий камень – вызов судьбе

Как мы и обещали, в апрельском номере рассказываем о героях Паралимпиады-2014, сделавших первые шаги  в большой спорт в родном Челябинске. Оба они – Марат Романов и Василий Варлаков – стали обладателями серебряных медалей в составе сборных команд России по керлингу и следж-хоккею.  И обе команды совершили настоящий прорыв в видах состязаний, достаточно новых для инвалидного спорта нашей страны. Так что это серебро – в прямом смысле слова – дороже золота!

Марату Романову – единственному южноуральцу, представлявшему Челябинскую область на Паралимпиаде в Сочи – после возвращения в родной город пришлось пройти еще одно испытание «медными трубами». И надо сказать, что заслуженные  слава, признание, знаки внимания со стороны первых лиц страны и Челябинской области, искренняя радость родных и друзей, восхищение земляков ничуть не повлияли на характер вице-скипа сборной кердингистов России.

Вместо предисловия
В команде Марата знают, как сдержанного, надежного и рассудительного человека. Но по характеристике тренеров, в экстремальных ситуациях он способен проявить характер «сурового уральского парня» и уже неоднократно это доказывал на международных соревнованиях. Вероятно, и эти качества сыграли свою роль в том, что 47-летний челябинец Марат Романов довольно скоро после появления в сборной России занял один из ключевых постов в команде керлингистов – вице-скипа или помощника капитана, который определяет стратегию игры.

Металлург по профессии, Марат пришел в спорт после автомобильной аварии, в которой он получил тяжелую травму позвоночника. После нагрузок «горячего цеха», сопоставимых, по его словам, только с изнурительными тренировками, решил, что сидеть без движения не сможет. Сначала поставил у себя в комнате тренажеры, затем с легкой руки Владимира Мельникова – руководителя челябинского клуба колясочников «Стимул» – начал играть в баскетбол на колясках.
А когда в Челябинске в 2007 году стали собирать команду для керлинга на колясках, пришел из любопытства на тренировку и остался. «Зацепило так, что до сих пор не отпускает!», – шутит спортсмен. В 2008 году Марат Романов в составе челябинской команды выиграл кубок России. В 2010 году в составе сборной страны завоевал серебро на отборочном чемпионате мира в Финляндии, а в 2012 году – «золото» в тяжелейшем чемпионате мира в Южной Корее. Правда, прошлый год оказался для нашей команды неудачным – на чемпионате мира она заняла пятое место. Тем серьезней был настрой команды на победу в домашней Паралимпиаде. Марат взял с собой на удачу маленькую частичку Челябинска – деревянную резную фигурку верблюда, украшающего герб города и области. Амулет не подвел –  сборная России по керлингу со стратегом Маратом Романовым стала обладателем серебряной медали Паралимпиады Сочи-2014.

 …Вспышки фото и телекамер, бесконечные интервью, повторяющиеся вопросы – вся эта оборотная и неизбежная часть победы изрядно утомила даже такого выносливого человека, как Марат Романов. Поэтому мы не стали «мучить» его еще одной беседой, а просто нашли среди ряда публикаций очерк, который, на наш взгляд, наиболее удачно раскрывает личность паралимпийского чемпиона и знакомит с основными этапами непростого пути к пьедесталу почета. Он был опубликован в газете «Челябинск и назывался «Ревущий камень – вызов судьбе».
 
Морское детство
В 1948 году врач британского реабилитационного госпиталя  Людвиг Гуттман собрал ветеранов, вернувшихся после Второй Мировой войны с поражением спинного мозга для участия в спортивных соревнованиях. Он и не предполагал тогда, что изменит жизнь миллионов  людей во всем мире, обреченных на затворничество и обездвиженность.

Улица Аносова  не в Великобритании, а на окраине Металлургического района Челябинска.  Здесь в одной из старых пятиэтажек, расположенных под боком большой промзоны, в  квартире по номером 31 живет человек, на жизнь которого тоже опосредованно повлиял Людвиг Гуттман.
На двери квартиры паралимпийского чемпиона Сочи Марата Романова соседский мальчик, будущий футболист, наклеил самодельные плакаты с поздравлениями и бумажный цветик-семицветик. Если бы, как в сказке, можно было: «…Лети, лети, лепесток, через запад на восток… Вели, чтобы этот человек немедленно был здоров!» Кто-то скажет, в жизни не бывает чудес. Марат, наверное, мог бы с этим поспорить. Просто любому чуду непременно предшествуют лишения и испытания. Обязательно должна повстречаться на пути та злая собака, что незаметно съест все баранки.

Марата с братом мама вырастила  одна. Жили бедно, но весело. Детство прошло на улице Сталеваров в дворовых баталиях, книгах, мечтах о дальних странах и морском ветре в лицо. Жизнь, казалось бы, попыталась вернуть мечтателя в реальность, определив в местное ПТУ на обучение специальности «помощника машиниста тепловоза». И все-таки после окончания ПТУ  он поступил в мореходное училище на Сахалине. Но прямо из мореходки Марата забрали в армию. Так он оказался под Уссурийском, на границе с Китаем. «После 2 лет службы  мне так захотелось маминых пирожков, – улыбается Марат, – что из армии, как на крыльях, летел домой».

И в «сухопутной» жизни есть достойные профессии. Подручный сталевара электросталеплавильного цеха Челябинского металлургического комбината – профессия для настоящих мужчин, крепких и выносливых. Жизнь потекла своим чередом, стабильная и предсказуемая. Но так только казалось…

Жизненный перелом
1996 год. Вспоминая день, разделивший его жизнь на «до» и «после», Марат говорит: «Слава Богу, что я был в машине один…». В районе озера Касарги его автомобиль сорвался с обрыва. Удар пришелся на крышу. Марат получил компрессионный перелом позвоночника. Конечно, поначалу он верил в полное восстановление. «Думал, пройдёт полгода, – побегу как новенький», – вспоминает он. – Была надежда на операцию в Кургане, на аппарат Илизарова… Не помогло. Тяжелее всего было принять мысль о том, что никогда больше не смогу сам ходить. Были попытки уйти в алкогольное забытье. Выкарабкался благодаря друзьям. Поначалу они меня просто на улицу вытаскивали. А товарищ по бригаде Саша Шабуров  вообще целый год на своей машине возил на тренировки по нескольку раз в неделю!»

На пенсию инвалида было не прожить. Марат занял денег, купил компьютер и стал набирать тексты. А позже вместе с Александром Шабуровым создал свою фирму, занимающуюся грузоперевозками. Одна из клиенток рассказала ему про баскетбольную команду колясочников центра реабилитации инвалидов «Импульс». Баскетбол на колясках – игра не для слабонервных. Здоровому человеку и представить сложно, как на большой скорости успевать управлять коляской, да еще и ловить мяч. Но именно там Марат впервые понял: даже на коляске он сможет многое, если не все….

Ревущий камень
….Пятьсот лет назад шотландские крестьяне придумали зимнее развлечение,  игру в «ревущие камни». Название curling игра получила благодаря характерному звуку, издаваемому скользящим камнем по замерзшему льду. Соревнования по керлингу официально были приняты в программу Олимпийских Игр в  2006 году.

 В 2007 году случилось невероятное: Россия выиграла право на проведение Олимпиады. Глядя на экран телевизора, в котором от радости подпрыгивали известные российские спортсмены, приехавшие на церемонию объявления решения Олимпийского комитета, Марат невольно улыбнулся, даже не подозревая, что это будет его Олимпиада…

В 2007 году   в Челябинске два молодых тренера, Ефим Жиделев (из реабилитационного центра «Импульс») и Олег Пригоренко, начали формировать команду из людей с ограниченными возможностями по кёрлингу! Марат пришел из любопытства. Но... с керлингом случилась любовь с первого взгляда.   Керлинг для Марата – «шахматы на льду».  Нужно суметь обхитрить противника, не поддаться на провокации и постоянно менять тактику.  «Человек, передвигающийся на инвалидном кресле, – стратег, — рассуждает Романов. – Ему нужно заранее просчитывать пути, траекторию движения, возможные неожиданные препятствия». И в керлинге Марат стал отличным стратегом, вице-скипом сборной России, помощником капитана команды.

В мае 2007 года, всего через неделю после первой тренировки, Жиделев отправил свою команду на чемпионат России. Результат – третье место. Спустя несколько месяцев ребята в составе второй сборной России дебютировали в Норвегии, заняв второе место. В 2012 году на чемпионате мира по керлингу на колясках в Южной Корее они взяли золото. Марат получил звание Заслуженного мастера спорта. Тогда на чемпионате мира они чудом одолели Норвегию. «После четырех эндов из восьми возможных счет был 7:0 не в нашу пользу. Но в итоге россияне победили 7:8! 

Горькая победа
И вот уже Марат – не человек с ограниченными возможностями, выживающий в недоступной для «колясочника» городской  среде. Он становится достоянием города. Его все чаще просят об интервью, количество друзей на страничке в социальной сети растет в геометрической прогрессии. По Челябинску в преддверии Олимпиады даже разъезжают маршрутки с его фотографиями. За его выступлением на Паралимпиаде следила не только мама, Нина Ивановна, – весь город! Сборная России по керлингу выступила блестяще! В полуфинале наши разгромили британцев со счетом 13:4. Но в решающем матче мы уступили корифеям керлинга, канадцам, –  3:8.

– Что вы чувствовали, стоя на олимпийском пьедестале почёта? – спросили мы у Марата и получили неожиданный ответ.

 – Горечь оттого, что мы бездарно проиграли Канаде. Конечно, потом пришло понимание, что олимпийское серебро в керлинге – это «круто», но досада все равно осталась.

– Вам посчастливилось увидеть церемонию открытия или закрытия Паралимпиады?

– Побывали на закрытии. Больше всего впечатлил момент, когда после окончания церемонии все команды вышли на поле. Фотографировались, жали друг другу руки. Не было границ и национальностей. Только чувство спортивного братства!

 – Как вы думаете, после такого успеха паралимпийцев в Сочи  изменится что-то в стране в плане доступности среды для инвалидов?

 –… В Ванкувере паралимпийцы  тоже были на высоте. Многое изменилось? По-прежнему большая проблема подняться до квартиры в подъезде. Мало пандусов. Магазины мы выбираем  с низким входом. Хорошо бы то, что сделали в Сочи, стало эталоном для других городов. Общество должно помогать людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Безбарьерная среда – самый важный момент. Много в стране инициативных, умных, талантливых людей, ограниченных в подвижности. Быть может, если не будет барьеров, другая помощь и не понадобится, они сами всего добьются. Но это длительный процесс. Возможно, что  перелом в сознании нынешнего поколения в будущем  даст толчок к тому, что на нас посмотрят как на равных и дадут возможность развиваться.

Будет ли у нас керлинг-центр?
 … Марату Марсовичу постоянно звонят журналисты с просьбами об интервью. Мне кажется, теперь у него появится и новая «спортивно-общественная» роль в родном Челябинске. Он станет для южноуральцев знаковой фигурой, как, например, Лидия Скобликова.

 – Я вас умоляю!  – смеется в ответ на мои предположения Марат. – Пройдет две недели, и придут другие кумиры, у которых будут свои 15 минут славы. На мне же свет клином не сошелся. Есть другие направления инвалидного спорта. Думаю, что следующие два года зимние виды спорта будут урезаны в финансировании. Как раньше ездили на соревнования за свой счет, так и будем ездить. Моя задача в эти свои «15 минут» успеть сдвинуть с мертвой точки вопрос о строительстве в Челябинске керлинг-центра. Губернатор области, посмотрев наш проект, сказал: «Надо строить». Надеюсь, эти слова не потонут в бюрократическом крючкотворстве.

Идея Марата и его единомышленников действительно  привлекательна. Керлинг демократичен и доступен. Эта игра без ограничений по возрасту, здоровью, финансам. Керлинг-центр, доступный для всех горожан, будет окупаем. Ходят же челябинцы с удовольсвтием играть, к примеру, в боулинг!

 – Марат, почему при столь несовершенном состоянии инвалидного спорта наши паралимпийцы выступают лучше здоровых спортсменов?

– В последние годы в нашу команду вкладывали много средств. И это оправдалось. Камни были куплены, ледовую площадку оплачивали. Когда выиграл чемпионат мира,   зарплату платили. Поездки финансировали за счет Министерства спорта. Ну и, конечно, наших атлетов здорово закаляют суровые условия, в которых оказываются в нашей стране инвалиды.

Да уж, упорства и одержимости нашим паралимпийцам не занимать.  Один спортивный комментатор хорошо сказал про наших слабовидящих биатлонистов: «Да они стреляют лучше сильно видящих! То, что для вторых просто промах, для первых становится промахом судьбы». Марат Романов любит повторять афоризм Геннадия Москвина: «Бросьте вызов судьбе – пусть подавится».

…И промолчит, когда вопреки ей, человек, прикованный к инвалидному креслу, станет сильнее, смелее и успешнее здорового.

Анастасия Таушканова