www.miz-ural.ru


Задачи должны быть реальными, результаты – ощутимыми

Уважаемые делегаты и гости V съезда Всероссийского общества инвалидов!

Прошло, я бы даже сказал, пролетело пять лет с прошлого съезда ВОИ. Это были сложные годы для России, да и для всего мира. Боюсь, что непростой период, к сожалению, еще не закончился, но сегодня нам с вами надо подвести итоги своей работы за эти пять лет, проанализировать проблемы инвалидов и наметить наши действия на следующее пятилетие. Причем, нами были поставлены и такие задачи, которые под силу, пожалуй, только государству – это надо учесть, чтобы задачи на следующие 5 лет были более реальными, и сконцентрировать действия на их достижении.

Не «галочки» ради, а пользы для

В первых пунктах Постановления IV съезда ВОИ мы поставили себе задачи добиваться ратификации Европейской социальной хартии и,  после ее принятия, Международной конвенции по правам инвалидов, а также приведения социального законодательства России, касающегося инвалидов, в соответствие с их принципами и нормами.

Европейская социальная хартия была ратифицирована ГД в 2008 году, и в том же году Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Дала ли ратификация Хартии что-либо конкретное? Нет. Во-первых, многие очень важные статьи не были ратифицированы. Например, п. 3 статьи 13, говорящий о праве инвалидов на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни. А, во-вторых, изменений в законодательство по сути внесено не было. Конечно, можно сказать, что отечественное законодательство и так содержит немало норм о социальной защите граждан, соответствующих европейскому стандарту. Но тогда мы должны признать, что далеко не всегда эти нормы выполняются. Не хотелось бы, чтобы такая же судьба постигла и Конвенцию. Сразу после подписания Конвенции Россией перед нашей организацией встал вопрос: добиваться скорейшей ратификации или менять сначала законодательство? И сейчас, через пять лет, могу сказать, что сама по себе ратификация ничего не значит (и тому есть примеры в ряде стран). Необходимо внести реально значимые – а не для галочки – изменения в наше законодательство, которые бы соответствовали духу Конвенции. 

Хотел бы напомнить, что еще в 1990 году, участвуя в разработке закона СССР о социальной защищенности инвалидов, ВОИ подготовило свой вариант российского закона, который и был направлен в Верховный Совет. Тогда за основу был принят другой вариант – а наш назывался «О правах инвалидов в Российской федерации» (как Конвенция). То есть 20 лет назад мы уже подходили к проблемам инвалидов как к правам человека! Так, может, настало время сейчас кардинальным образом переработать закон «О социальной защите инвалидов»?

И, главное – одних изменений в законодательстве мало. Необходимо, на мой взгляд, разработать Национальный план реализации Конвенции, с конкретными мероприятиями и конкретными сроками хотя бы на десять лет (тем более, что принятая весной этого года государственная программа «Доступная среда» планируется до 2015 года и не охватывает много крайне важных вопросов). Да и не должны проблемы инвалидов решаться в одной программе – все госпрограммы должны иметь соответствующие разделы. Например, в таких государственных программах, как «Развитие здравоохранения», «Содействие занятости населения», «Культура России», «Развитие транспортной системы» – да практически в каждой, должны учитываться интересы инвалидов.
Отменить? Восстановить!

Следующей нашей задачей было добиваться воссоздания Министерства социальной защиты и Совета по делам инвалидов при Президенте РФ. И если с Министерством доказать необходимость изменений не удалось (удалось только добиться, чтобы в конце 2009 года в структуре появился департамент по делам инвалидов – что тоже важно: наличие конкретной структуры определяет и целевую работу по направлению), то Совет был восстановлен в 2008 году. Особенно плодотворным было его первое заседание, после которого Президентом был подписан ряд важных поручений – например, о подготовке предложений по ратификации Конвенции о правах инвалидов, или о формировании  советов  по  делам  инвалидов  при  высших должностных лицах субъектов Российской Федерации. А целый ряд поручений совпадал с задачами, которые мы поставили себе на прошлом съезде – о них я скажу дальше.

Одним из главных направлений работы мы определили исключение  из правового оборота  показателя  «степень ограничения способности  к трудовой  деятельности»  и восстановление  показателя  «группа  инвалидности»  в качестве единственного критерия  предоставления  социальных  гарантий  инвалидам  во всех  сферах  их жизнедеятельности.

С 2010 года СОСТД – крайне необъективный критерий, направленный не на интеграцию, но еще большую изоляцию инвалидов от общества, введение которого привело к существенному ухудшению социального, морального и материального положения инвалидов – перестал быть определяющим и был изъят из всего законодательства.

Была поставлена задача добиваться увеличения минимального размера пенсий по инвалидности до реального прожиточного минимума (а что такое – «реальный», как его определить?) и изменения порядка индексации пенсий. В законе это решено: социальные пенсии индексируются теперь, исходя из роста потребительской корзины, а трудовые – из роста средней зарплаты. Введены социальные доплаты до прожиточного минимума.

Но … по индексации есть ограничение «в пределах средств пенсионного фонда», что позволяет Правительству проиндексировать пенсию по уровню инфляции. Расчет же социальной доплаты к пенсии крайне сложен, и зачастую эта доплата приводит к тому, что люди лишаются других субсидий, ведь они все завязаны на доходы человека и прожиточный минимум. Поэтому нам надо постараться решить две проблемы: изменить прожиточный минимум, приблизив его к реальности и уйдя от минимума физиологического выживания, и увеличить порог оказания государственной помощи до 1,5-2 прожиточных минимумов.

Технические средства реабилитации. Добиться серьезного улучшения в данном вопросе не удалось. Более того, несмотря на все наши протесты, положение в определенной степени ухудшилось, так как была отменена 100% компенсация самостоятельно приобретенных ТСР. Здесь еще предстоит большая работа: нельзя допускать, чтобы люди получали ТСР низкого качества, необходимо менять сам порядок их предоставления.

Еще в 2006 году ЦП ВОИ были разработаны и направлены на имя тогда еще Заместителя Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева предложения в части решения проблемы обеспечения инвалидов автотранспортными средствами. Дважды – в 2009 и 2011 годах – удавалось добиться поручений В.В. Путина о специальном автотранспорте для инвалидов, но в реальности вопрос пока с места не сдвинулся.

Жилье. Острой была и остается проблема равенства предоставления льгот при оплате жилья. Я говорю о предоставлении 50%-ной оплаты расходов на содержание и ремонт  жилья в домах приватизированного фонда – в Комитете ГД по социальной политике скопилось 17 законопроектов на эту тему. Но, так как отзывы Правительства по ним отрицательные, то Комитет не спешит их рассматривать.

А вот в целом учет потребности в дополнительной площади при постановке в очередь пока остается нерешенной проблемой. И человек, например, ставший инвалидом и получивший право на дополнительную площадь, встать в очередь на получение жилья не может. Соответствующий законопроект, говорящий о необходимости учета права на дополнительную площадь при постановке на учет, внесен в ГД.

Выполнена задача по разделению в соцпакете лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения. Но сами эти проблемы остаются, пожалуй, наиболее острыми. Мы говорили об этом на каждой коллегии Минздрава, начиная с 2008 года. В апреле этого года Премьер дал поручение окончательно решить этот вопрос: создана рабочая группа в Министерстве, но дело не движется.

Надо решить хотя бы две проблемы:

– максимально упростить процедуру приема пациента в ЛПУ и выписки льготных лекарств;

– перейти к отпуску лекарств в любой аптеке, тем более что сейчас уже есть закон, регулирующий цены на лекарственные препараты.

В вопросе лекарственного обеспечения особое внимание надо уделить таким категориям, как диабетики и онкобольные. А потом решать и остальные вопросы, особенно вопрос расширения  и качественного совершенствования федерального перечня  лекарственных  средств, отпускаемых  инвалидам  по рецептам; включения в него эффективных дорогостоящих препаратов.
Кардинальным же решением этой проблемы могло бы стать, на мой взгляд, введение всеобщего обязательного лекарственного страхования.

Универсальный дизайн – идеология настоящего

Хочу остановиться еще на одном вопросе, затрагивающем интересы многих инвалидов: на прошлом съезде мы говорили о необходимости разработки и применения в обязательном порядке новых федеральных регламентов в области безбарьерной среды,  основанных  на  идеологии  «универсального дизайна».

В 2009 году принят Федеральный закон «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». Принципиальная новизна Закона состоит в том, что все здания (и это было предметом основных споров! – для решения этого вопроса потребовались поручения Президента и Премьера) должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, а объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться любым видом транспорта. С августа 2010 года ВОИ принимало участие в работе над проектом Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», который придет на смену СНиП 35-01-2001. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов. Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессивный принцип «универсальный проект (дизайн)», который заявлен в Конвенции как обязательный.

В настоящее время разработанный СП находится на согласовании в Мин-здравсоцразвитии и Минтрансе и, вполне вероятно, вступит в действие в начале 2012 года. Весной 2011 года ВОИ совместно с Ассоциацией производителей сервисных услуг на транспорте разработали «Стандарт качества обслуживания пассажиров с инвалидностью на воздушном транспорте». Стандарт одобрен Ассоциацией «Аэропорт».  Он определяет основные показатели и организацию работы аэропортов и авиакомпаний по обслуживанию пассажирских авиаперевозок и служит основой для разработки их корпоративных стандартов и технологий качества обслуживания пассажиров с инвалидностью. 

Расти и развиваться вопреки всему

А теперь о наших «внутренних» вопросах.
Мы ставили задачу организационного укрепления ВОИ, обращая особое внимание на качественный состав членов организации, их личную активность как важный фактор повышения эффективности деятельности и роста авторитета ВОИ в обществе; на повышение ответственности руководителей организаций ВОИ за состояние дел в организации.

Но динамика численности членов ВОИ не радует. Необходимо на всех уровнях серьезно отнестись к численности организации. Тем более, что, к сожалению, число инвалидов в стране не уменьшается. Сейчас у нас некоторые организации вопреки Уставу ВОИ вводят ограничения в приеме по возрасту, по возможности чем-то помочь организации, по состоянию здоровья, по прежней работе и т.п. Хотел бы напомнить, что ВОИ создавалась и действует как организация, защищающая и отстаивающая права всех инвалидов. Устав не позволяет ограничивать прием инвалидов в организацию по чьему-либо желанию.

С численностью тесно связано сохранение и развитие структуры ВОИ. К сожалению, число местных и первичных организаций из года в год уменьшается. Понятно, что есть объективные сложности, связанные, в частности, с расстояниями, трудностями с транспортом, подбором кадров. Но инвалиды живут не только в центрах и крупных населенных пунктах регионов.
Положительным моментом в этой сфере стало то, что буквально накануне съезда ГД приняла поправку к закону о «Социальной защите инвалидов», предоставляющую теперь местным органам власти право помогать общественным организациям инвалидов. Это надо использовать.

Вопросы развития производственной базы и финансового состояния ВОИ. В последнее десятилетие вследствие ликвидации налоговых льгот и преференций в очень большой степени пострадали предприятия, использующие труд инвалидов. Физическое и моральное старение основных фондов, низкая эффективность труда инвалидов – все это в конечном счете привело к массовой ликвидации рабочих мест инвалидов, а в ряде случаев – к ликвидации самих предприятий.


Но есть и положительные моменты: в принятый 173-ФЗ об изменении Федерального закона «О защите конкуренции», внесенный правительством, вошла норма, дающая право общественным организациям на заключение договоров аренды (и иных имущественных договоров) без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. И, самая последняя новость: Правительство поддержало подготовленный нами законопроект, по которому, во-первых, органы власти получат право передавать помещения и имущество в безвозмездное пользование организациям и предприятиям инвалидов, а, во-вторых, наши предприятия будут приравнены к малым предприятиям.


Безусловно, развитие производственной базы важно по многим причинам, но возлагать сейчас на нее надежды по финансированию организации в целом, на мой взгляд, было бы опрометчиво. Да и кризис, как утверждают многие экономисты, еще не закончился. И в сегодняшних условиях надо готовится к тому, чтобы планировать деятельность организаций ВОИ за счет собственных источников, исходя из того объема денежных и иных ресурсов, которые у организаций могут быть без учета поступлений из центрального фонда ВОИ, либо федеральных бюджетных субсидий.

От уговоров к договорам

И последний вопрос из Постановления IV съезда – о совершенствовании форм и методов работы с представительными органами власти всех уровней.

Обращаю ваше внимание на такую новую форму взаимодействия с госструктурами, как договорные отношения: подписан договор о сотрудничестве с Роспотребнадзором, готовится соглашение с ФСС. Говоря о новых формах работы, можно привести пример Чувашской организации ВОИ, которая заключила договор с республиканской прокуратурой по сотрудничеству в сфере обеспечения доступности среды для инвалидов. И эта работа стала гораздо эффективнее.
В завершение своего выступления хочу остановиться на вопросах, требующих, на мой взгляд, наших действий в ближайшем будущем, в дополнение к тем проблемам, о которых я говорил ранее.

1. Очень острой в последнее время стала проблема медико-социальной экспертизы. Несмотря на то, что ВОИ удалось добиться отмены СОСТД, проблемы в системе МСЭ остаются крайне острыми.
В связи с предстоящим реформированием данной сферы основные усилия ВОИ должны быть направлены на создание объективной и беспристрастной, действующей на основе объективных показателей, системы медико-социальной экспертизы. Инструментом может стать созданная в Министерстве рабочая группа по контролю за пилотными проектами в рамках ГП «Доступная среда».

2. Необходимо расширять участие организаций ВОИ в мероприятиях Государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы», в том числе по созданию экспертных групп по мониторингу доступности, а также налаживанию партнерских отношений с органами государственной власти, ответственными за формирование градостроительной политики. Кроме того, в связи с большим объемом работы необходимо выбрать приоритетные объекты, требующие первоочередного обеспечения доступности.

3. Под особый контроль должен быть взят вопрос роста числа платных медицинских услуг, особенно в свете принятия ГД закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
 Несмотря на отрицательное отношение Правительства к этому вопросу, надо добиваться увеличения компенсационных выплат по уходу за инвалидом, особенно ребенком-инвалидом. Необходимо значительно увеличить размер данной компенсационной выплаты – пора, на мой взгляд, вводить институт персональных помощников с оплатой не ниже прожиточного минимума.

4. К сожалению, не теряют своей актуальности и вопросы лекарственного обеспечения инвалидов, санаторно-курортного лечения (проблема крайне обострилась в последние годы), обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, развития современной и эффективной системы реабилитации инвалидов в целом.
Основным инструментом изучения ситуации в этих вопросах, а также доказательной базой при взаимодействии с государством должны стать результаты мониторинга проблем инвалидов, регулярно проводимого ВОИ, начиная с 2005 года. Председатель каждой организации должен нести персональную ответственность за качественное проведение и обобщение материалов мониторинга.

Новым для нас инструментом должно стать активное использование закона «О защите прав потребителей» (и использование договора с Роспотребнадзором, о котором я говорил), в соответствии с которым все товары (работы, услуги) должны быть доступны всем гражданам! И недоступность объектов предоставления услуг или самих услуг по разным причинам являются нарушением закона.

И, самое последнее – через два года нам исполняется 25 лет! Думаю, что уже сейчас надо начать подготовку программы развития ВОИ в сегодняшних условиях и при планировании мероприятий во всех организациях использовать эту дату для привлечения внимания государства и общества к проблемам инвалидов.


Александр Вадимович Ломакин-Румянцев

Родился 19 декабря 1954 г.в Москве.
Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии по специальности «кинооператор-журналист». Работал на Центральной студии документальных фильмов кинооператором.
В 1980 г. стал инвалидом 1 группы на коляске.
Является одним из инициаторов создания Всероссийского общества инвалидов, в августе 1988 г. на Учредительной конференции был избран членом Центрального правления и Президиума Центрального правления ВОИ.
С ноября 1991 г. по настоящее время возглавляет Всероссийское общество инвалидов.
За время работы в ВОИ одновременно был членом коллегии Министерства социального обеспечения РСФСР (в 1991-1992 гг.), заместителем председателя Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации (в 1996-2001 гг.). В настоящее время является членом Экспертного Совета по социальной политике общественно-консультативного Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
С 2008 г. – член Совета по делам инвалидов при Президенте РФ.
Активное участие принимает в работе над документами по социальной защищенности инвалидов.
Является членом фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе V созыва, членом Комитета ГД по труду и социальной политике.
Женат, есть дочь.