www.miz-ural.ru


За доступность надо бороться!

Поводом для долгого и подробного разговора с председателем ЧООО ВОИ Еленой Куртеевой о проблемах доступности городской среды для маломобильных инвалидов послужила встреча с представителями ГИБДД и СМИ одновременно. В правление общества инвалидов приехали телевизионщики с целью снять сюжет о парковках для людей с инвалидностью. Дмитрий Степанов из клуба колясочников «Стимул» проехал с гостями по наиболее заметным челябинским объектам, чтобы лично продемонстрировать возможность или невозможность парковки для машин с пиктограммой «Инвалид». А Елена Карловна поделилась своим видением проблемы, не выходя из кабинета – уж она-то за многие годы изучила ее до тонкостей.



Знак есть, а результата нет…

Езда по городу на машинах с ручным управлением для маломобильных людей не представляет сложности, так как в большинстве своем это опытные, хорошо обученные водители. Но вот необходимость припарковать свою машину является весьма серьезной проблемой, даже несмотря на то, что в последнее время на парковках перед социально значимыми объектами, торговыми комплексами, культурно-развлекательными и досуговыми центрами появились места с пиктограммой, изображающей человека на коляске. Обычно такие «инвалидные» места располагаются вблизи от входа в здание. Но, к сожалению, здоровые водители занимают эти удобные парковки, и инвалид начинает суетиться в поисках другого места. А припарковавшись в отдалении, человек вынужден на своей коляске добираться через снежные заносы и другие препятствия, создавая неудобство для пешеходов и водителей.

На мой взгляд, у этой проблемы две грани. С одной стороны, наше общество, в котором инвалиды на протяжении многих десятилетий существовали отдельно от здоровых людей, еще не привыкло принимать их в расчет. Да, места парковки обозначили, но разъяснительной работы, просвещения населения и конкретно водителей не проводится или этой работы недостаточно. Во-вторых, во всех цивилизованных странах существуют солидные штрафные санкции для нарушителей правил парковки. Я слышала, что и у нас в ближайшее время штрафы будут увеличены со ста (что совсем уж смешно!) до тысячи рублей, но не думаю, что эта сумма испугает несознательных автомобилистов.

Еще проблема, правда, сезонного характера. Появившиеся в результате «дорожной революции» парковки под знаком «инвалид» вдоль главного проспекта Челябинска постоянно завалены снегом – видимо коммунальные службы предполагают, что чистить снег тоже будут сами инвалиды… Кроме того, даже припарковавшись, инвалид в коляске должен долго маневрировать, чтобы выехать на тротуар, так как не продуманы удобные проезды через ограждения или бордюры. Они есть - то есть соответствующий пункт требований вроде бы выполнен, и галочка в акте приемки поставлена, а человеку в коляске опять надо проявлять чудеса изобретательности или обращаться с просьбой о помощи к посторонним людям.


Думаю, многих этих казусов можно было бы избежать, если бы представители маломобильных групп, а конкретно инвалиды-колясочники были включены в комиссию по приемке дорог после ремонта и реконструкции. Пока мы этого так и не добились. Все делается для нас, но без нашего присутствия, а в результате получается напрасная трата средств и труда, так как результат – доступность для человека с проблемами в передвижении – не достигнут. А переделывать всегда сложнее и дороже, чем изначально правильно строить. С вводом в эксплуатацию строящихся зданий вопрос в принципе решен – в приемочной комиссии обязательно присутствует представитель от нашей организации. Ведь мы определяем доступность для всех групп маломобильных граждан: пожилых, родителей с детьми и т.д. Например, завалы снега на перекрестках, которые игнорируются коммунальными службами, мешают передвижению всех пешеходов, не только инвалидов. Даже в двух шагах от офиса нашей организации, там, где инвалиды появляются регулярно, пандус на перекрестке сделан под таким углом, что я лично не рискну им воспользоваться и буду искать обходной путь.



Иногда вижу, как старушки преодолевают препятствия на пути в ближайшую поликлинику. Зимой, с насыпью из снега и льда, такие пандусы становятся просто опасными для жизни. И таких замечаний по поводу результатов «дорожной революции» с точки зрения маломобильных людей мы в ходе акции, проведенной ЧООО ВОИ совместно с молодыми инвалидами из клуба колясочников «Стимул», зафиксировали немало. Жаль только, что пока на наши фотоматериалы и письма никто из администрации города не прореагировал.

Для нас, но без нас…

Конечно, я не хочу сказать, что в городе ничего не делается в плане увеличения его доступности для маломобильных людей. Как «маломобильник» со стажем, всю жизнь преодолевающий препятствия, чтобы жить нормальной полноценной жизнью, могу констатировать много позитивных перемен, произошедших в последние годы. Взять хотя бы крупные торговые комплексы – их входы всегда открыты для колясочников. Многие социально значимые объекты также оборудованы удобными пандусами и перилами. Все эти изменения произошли не без участия областной организации инвалидов. Первым на всех межведомственных совещаниях я всегда ставлю вопрос физической доступности, как главного условия государственной программы доступной среды. Сначала человеку надо самому, без посторонней помощи выйти из дома и добраться туда, куда он хочет. И только когда это достижимо, он может выбирать, где ему учиться, где лечиться, чем заниматься и как себя реализовать в этой жизни.
Но все-таки нам хотелось бы большего участия в постановке и решении проблем, касающихся непосредственно инвалидов. Недавно была принята областная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы», в которую на стадии ее разработки нашей организацией был подготовлен целый ряд предложений. Но, к сожалению, далеко не все из них были учтены. Так, отложено до лучших времен решение проблемы доступности общественного транспорта. Причина – отсутствие денежных средств. Тот же ответ мы получили в отношении установки подъемников, реконструкции входных групп в культурно-досуговых учреждениях. Большая часть программы нацелена на создание доступной среды в стационарных учреждениях социальной защиты. Это, конечно, важно, но если сравнить, сколько инвалидов проживает в стационарах и сколько в семьях или самостоятельно, получатся несопоставимые цифры. Таким образом, интересы большинства людей с ограниченными возможностями, особенно молодых, которые не хотят быть зависимыми от обстоятельств, программой проигнорированы. 

Сейчас верстается городская программа «Доступная среда на 2012-2015 гг.», но и на нее больших надежд нет. Судя по сообщению представителя управления по транспорту на последнем заседании городского координационного совета, на ближайшее будущее не запланировано ни одной единицы низкопольного транспорта. А между тем акция, организованная молодыми инвалидами-колясочниками, которые попытались воспользоваться общественным транспортом, показала, что это в принципе невозможно. Мало того, что все транспортные средства недоступны для маломобильных людей по своей конструкции, они еще и не подъезжают к бордюрам на остановках. Такое ощущение, что никаких правил движения не существует, как и наказания за их нарушение!

Идея решить проблему доступности транспорта за счет маршруток с подъемниками мне тоже кажется утопией. Производители настолько взвинтили цены за это небольшое конструктивное изменение, что вряд ли какой-то собственник пойдет на такие траты, даже за определенные привилегии со стороны городских властей. На мой взгляд, самый реальный путь на сегодняшний день – тот, по которому пошли в Москве. Это расширение службы социального такси, которая содержится за счет городского бюджета, но организацией ее работы занимаются диспетчеры из общества инвалидов, хорошо знающие проблему и владеющие информацией. Разработано положение, по которому человек несколько поездок в месяц совершает бесплатно, а остальные - за определенную, но фиксированную плату.

Главное – идти до победного конца

Как председателя областной организации ВОИ меня часто спрашивают, какими способами добиваться изменений в доступности окружающей среды для инвалидов. На мой взгляд, тут надо использовать два действенных метода. Это акции, в ходе которых маломобильные инвалиды массово заявляют о себе и тем самым заставляют обратить внимание общества и власти на поставленные проблемы. В последнее время несколько таких рейдов по доступности прошли в Челябинске по инициативе нашей активной молодежи – клуба инвалидов колясочников «Стимул» и Ассоциации молодых инвалидов, а также при активном содействии общественной молодежной палаты ЗСО и регионального отделения организации «Молодая гвардия Единой России».

Но нужно, чтобы только постановкой проблемы дело не заканчивалось. Можно воспользоваться следующей схемой действий. В августе прошлого года совместно с прокурором по транспорту мы обследовали здания железнодорожного вокзала, аэропорта и Дворца культуры железнодорожников. На всех этих объектах проблема доступности в какой-то степени была решена, но при более пристальном осмотре были обнаружены некоторые неудобства. Все замечания были зафиксированы в актах, которые подписали представители собственника помещения и прокурор.

По тем моментам, в которых мы не нашли понимания, были поданы иски в суд. Особенно активно сопротивлялся нашим претензиям представитель Дворца культуры железнодорожников, защищая архитектурную целостность здания. Но и мы были тверды и отказались от варианта пробираться в ДК ЖД через служебный вход и помещение кафе. В районном суде наши претензии не удовлетворили, и сейчас этот вопрос будет разбираться в областной судебной инстанции. По другим замечаниям вынесены положительные решения.

Вот так, посредством судебных разбирательств, мы можем реально влиять на собственников зданий и добиваться справедливости. Но для этого нужны настойчивость, упорство и вера в результат. Подобное исковое заявление подано по итогам обследования здания железнодорожного вокзала Кыштыма. На днях мне позвонил представитель РЖД и попросил о встрече на тему доступности подведомственных объектов не только в Челябинске, но и в области.
Что ж, будем встречаться, обсуждать, действовать. Другого пути у нас нет.


Подготовила Татьяна Воловик