Милосердие и здоровье
СЕГОДНЯ
26
апреля
  Яндекс.Погода
 
Инклюзивное образование: шаг навстречу сделан

21-22 ноября в Челябинском государственном университете состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзивное профессиональное образование». Доступность вузов и колледжей для людей с ограниченными возможностями здоровья обсудили представители Министерства образования и науки России, Правительства Челябинской области, общественных организаций инвалидов, руководители вузов и колледжей различных городов России. В работе конференции активное участие принимала Челябинская областная организация ВОИ.

Включение в жизнь: чем раньше, тем лучше

Одной из наиболее обсуждаемых тем сегодня является инклюзивное образование (от (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю).

О том, какова на сегодняшний день ситуация в Челябинске с включением детей с инвалидностью в общий образовательный процесс, мы решили поговорить с начальником отдела по обеспечению развития общего и специального (коррекционного) образования Управления по делам образования города Челябинска Натальей Георгиевной Кутеповой.

– Наталья Георгиевна, в России об инклюзивном образовании заговорили чуть менее десяти лет назад, когда наша страна в 2008 году подписала Конвенцию о правах инвалидов (2006 г.). Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года. Как сейчас обстоят дела с реализацией инклюзивного образования в Челябинске?

– Действительно, на сегодняшний момент в соответствии с Законом «Об образовании» каждый родитель имеет право выбора формы обучения и формы реализации образовательной программы вне зависимости от того, абсолютно ли здоров его ребенок или имеет какие-то особенности. С нашей стороны работа как раз и строится на том, чтобы обеспечить реализацию данного права. Однако следует помнить, что здесь и родители несут определенную степень ответственности, принимая решение о том, отдавать ребенка в обычную школу или в специальную.

По данным 2014 года, сегодня в городе 17 тысяч 573 человека в возрасте от 1,5 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 10,14% от общей численности детского населения Челябинска. Охват образовательными услугами детей с ОВЗ (как школьников, так и дошкольников) составляет 99,9%. Большинство из них все же обучаются по специальным программам. В условиях инклюзивного образования находятся 1124 ребенка в 16 ДОУ (в 122 группах). В общеобразовательных классах обучается 1235 человек – это 17,4% от общего количества детей с ОВЗ по городу.

– Сколько специальных учебных заведений на данный момент в Челябинске и сколько таких образовательных учреждений, которые могут обучать детей с ОВЗ наряду с обычными детьми?

– В городе создана сбалансированная сеть специального (коррекционного) образования (начиная от детских садов и кончая центрами психолого-педагогической помощи) для детей с ограниченными возможностями здоровья всех возрастных категорий. Конечно, у нас больше всего дошкольных учреждений (163), потому что многие заболевания диагностируются в раннем возрасте. Для школьников количество учреждений уже меньше, ведь ранняя диагностика и коррекция – залог успешного развития ребенка с ОВЗ. Некоторые дети компенсируются в дошкольном возрасте, и это очень хорошо. Особенно большая коррекция у детей с нарушениями речи – многие из них, покидая детский сад, уходят в общеобразовательные учреждения. В Челябинске 7 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для школьников с нарушениями интеллекта; 4 специальных (коррекционных) общеобразовательных школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, глухих и слабослышащих школьников; 7 центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям.

Количество образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии, составляет, по данным на 1 июля 2014 года, 251 учреждение (это 53,6% от общей численности образовательных учреждений города). Больше всего, конечно, из них общеобразовательных учреждений – на сегодняшний день 133 из 139 (95%), где учится хотя бы один ребенок-инвалид вместе с другими ребятами. Зачастую сверстники могут и не знать, что рядом с ними особенный ребенок, поскольку это естественно, что не все хотят рассказывать о своих проблемах. Но, тем не менее, мы о таких детках знаем и внимательно следим за их судьбой. Во всех подобных учреждениях есть специалисты, как правило, психологи; если дети нуждаются в другой поддержке, то можно обратиться в логопункты, которые существуют на базе 124 образовательных учреждений. Чуть похуже ситуация с дошкольными учреждениями, но, тем не менее, в 116 детских садах обычные группы посещают и ребята с ОВЗ. Среди учреждений дополнительного образования, к сожалению, можно назвать всего лишь два, где есть универсальная безбарьерная среда. Однако в скором времени и здесь ситуация исправится – уже сейчас готовятся к реализации проекты по социализации детей-инвалидов посредством спорта, искусства и т. д.

Кто-то «за», а кто-то «против»

– Наталья Георгиевна, а как к инклюзивному образованию относятся родители и педагоги?

– Дело в том, что, отвечая на данный вопрос, мы не можем привести какие-то отдельные суждения и высказывания челябинских педагогов и родителей. Мнений очень много, и все они разные. Поэтому в данном случае мы работаем с университетами города, в частности, с ЧГПУ, делая запрос на проведение подобных исследований через диссертационные работы. В этом году была разработана магистерская диссертация на тему «Готовность преподавателей и родителей к инклюзивной форме образования на примере города Челябинска». В опросе участвовало 200 педагогов и 100 родителей из разных школ. Есть интересные результаты. К примеру, такой вывод: «Ученые отмечают низкий темп перестройки сознания и консерватизм педагогов. По их мнению, реализации идеи инклюзивного обучения также препятствуют экономические трудности. Успех или неуспех продвижения инклюзии в основном определяется позицией руководства и персонала образовательных учреждений...» Кроме того, выяснилось, что мнение педагогов об инклюзивном образовании зависит от стажа работы. Так, педагоги со стажем от 0 до 5 и от 6 до 15 лет имеют положительное мнение о внедрении инклюзивного образования в систему образования РФ; от 16 до 25 лет – не могут точно определиться со своей позицией; от 25 лет и больше – отрицательно относятся к инклюзии в образовании в России.

По данным исследования, общее отношение родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, к инклюзивному образованию отрицательное. Они не согласны с введением инклюзивного обучения в систему образования РФ, и основной причиной несогласия называют отсутствие адаптированной программы для детей с ОВЗ. Большинство родителей не хотят, чтобы их ребенок обучался в общеобразовательной школе еще и по причине непринятия его другими детьми. Однако есть и родители, которые согласны на обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, и считают, что их ребенок может обучаться как все.

– Действительно, очень интересные выводы. Кстати, мы подошли к одному из важнейших вопросов этой темы – отношению детей здоровых к детям с ОВЗ.

– Вы знаете, безусловно, дети на этот счет имеют свое собственное мнение. Но хочу вас заверить, что сегодня детская среда тоже меняется. В преддверии 5 мая – Международного дня борьбы за права инвалидов, 3 декабря – Международного дня инвалида мы говорим о том, что у нас в обществе есть особенные мальчишки и девчонки – с инвалидностью. Совместно с общественными организациями инвалидов мы проводим социальные акции на эту тему. Сейчас по телевидению идет реклама, где говорится, что людей нельзя делить на инвалида и не инвалида. Очень много по телевидению идет сюжетов о детях и взрослых с нарушением ОДА (и наших соотечественников, и зарубежных), которые добились высоких результатов в спорте, искусстве. И школьники меняют свое отношение к сверстникам с инвалидностью, в чем-то отличающимся от них. В мае этого года вместе с руководителем челябинской региональной общественной организации инвалидов «Социальная инициатива» Евгением Коробейниковым мы были в гимназии № 80 г. Челябинска, и ребята просто потрясли Евгения. По его словам, он на себе почувствовал, как дети умеют корректно задавать вопросы; увидел, что они учатся правильно называть человека не инвалидом, а человеком с инвалидностью, с нарушением зрения, а не слепым. Конечно, наше общество не идеально, и случаются ситуации, когда дети друг друга обижают, но все же, мне кажется, они становятся намного толерантнее, чем были раньше.

К учебе без барьеров

– Наталья Георгиевна, а с какими еще трудностями уже столкнулись родители и педагоги при работе по системе инклюзивного образования?

– У преподавателей, это, конечно, связано с повышением квалификации. Им необходимы знания в области специальных педагогических технологий обучения детей с ОВЗ, а не просто теория: кто такой ребенок с нарушением ОДА, с нарушением зрения – это мы и так понимаем. Нужны специальные знания в плане технологии реализации современного образовательного процесса. Как учить ребенка, к примеру, со скалярным имплантатом, как перестроить методику обучения, для каких детей должны быть тьюторы в образовательном учреждении, а кто может сам адаптироваться и прочее. Это самые сложные вопросы. Ну и, конечно, если говорить о детях с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения, главный вопрос - это создание безбарьерной среды. Мы прекрасно понимаем, что для таких детей нужно перестраивать пространство школы.
Что касается родителей, то здесь вот какая ситуация. Каждый родитель верит в своего ребенка, видит в нем ресурсы, и ему хочется, чтобы его сын или дочь учились наравне с другими. Школы на сегодняшний момент готовы принимать детей. Есть очень хорошие примеры, когда сами руководители предлагают родителям переводить детей на очную форму обучения, создавать для них условия, приводить в класс. Однако родители должны понимать, что такой перевод не всегда подразумевает создание условий в школе исключительно для их ребенка – появления логопеда, психолога, уменьшения количества детей в классе.

Инклюзивное образование предполагает обучение на равных. Принцип инклюзии: «Я – такой же, как ты, я учусь с тобой наравне». И, если, например, у ребенка есть поведенческие расстройства, несколько иной уровень интеллекта, нежели у обычных детей, лучше не рисковать. Ребенок, каким бы он ни был, очень остро реагирует, когда его обижают одноклассники, ставят двойки учителя. У него возникает ситуация неуспеха – ему не хочется ходить в такую школу. Гораздо лучше себя чувствуют в этом случае дети, которые обучаются в СКОУ, потому что, во-первых, там меньше детей в классе, другие учебные программы, профессиональная ориентация, помогающая человеку с инвалидностью адаптироваться в жизни, стать самостоятельным. Поэтому каждый родитель, выбирая между коррекционным образованием и инклюзивным, должен ответить себе на главный вопрос – где будет лучше и комфортнее его ребенку, определить жизненные ценности и приоритеты. Конечно, при ситуации, когда уровень интеллекта ребенка не сильно отличается от сверстников (могут быть любые другие нарушения: видимые, невидимые – неважно), есть смысл всерьез задуматься об общеобразовательной школе.

 – Наталья Георгиевна, в завершение нашего разговора хотелось бы узнать ваше личное мнение о принципах инклюзии в российском образовании.

– Я четко убеждена, что мы идем в правильном направлении. Внимание общества к инвалидам – показатель цивилизации. Однако при внедрении инклюзивного образования не нужно совсем отказываться от коррекционных учреждений – необходимо развивать образование для детей с ОВЗ во всех направлениях. Мы создаем логопункты, лекотеки, разработали городскую целевую программу по созданию безбарьерной среды, проводим совместные мероприятия с общественными организациями по формированию общественного мнения, где наглядно показываем, что дети с инвалидностью имеют действительно безграничные возможности в искусстве, спорте и во многом другом. Главное – выбрать правильный и комфортный для них путь к знаниям.

Беседовала Людмила БАБЕНКОВА.

  Комментарии добавить ]


Коротко о важном
Абилимпикс Южный Урал – 2017
Объявление
Бедные "Марьюшки"
Межрегиональный театрализованный конкурс ВОИ «СИТЦЕВЫЙ БАЛ»
С юбилеем, дорогие коллеги!
Тренируйся – и победишь!
 

Вопрос:
Последние комментарии
Добрый день. Хотела выразить благодарность вашей редакции за ваш труд, за то, что освещаете вопросы людей с трудной жизненной ситуацией, инвалидностью...
Это мой прадедушка=))Я Поздеева Яна.
Это мой дедушка! Я Кульмухаметов Ильшат
© «Милосердие и здоровье»
Челябинская областная благотворительная газета. Выпускается с 1989 года.
Все права защищены.
Главный редактор -
Татьяна Воловик
volovik51@mail.ru
    
Cоздание сайта  Экспресс Дизайн Групп  «Экспресс Дизайн Групп»