Милосердие и здоровье
СЕГОДНЯ
27
июля
  Яндекс.Погода
 
Инклюзия – реальность или перспектива?

Накануне нового учебного года Информационный центр «Благо74» (www.Blago74.ru) организовал круглый стол на тему инклюзивного образования. В ходе разговора были затронуты актуальные вопросы обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных заведениях региона.

Тема эта непростая, требующая пристального внимания и кропотливой работы на всех уровнях. Законопроект об инклюзивном образовании Госдума РФ планирует рассмотреть в осеннюю сессию. Текст базового документа обсуждался на различных уровнях почти два года. Немаловажно, что законопроект прошел всенародное обсуждение, и в него было внесено более десяти тысяч поправок поступивших от пользователей Интернета. Активное освещение данного вопроса в СМИ играет важную роль в процессе формирования адекватного восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья всеми членами общества.

Что думают об инклюзивном образовании представители сферы образования в Челябинской области?


 Только цифры:
* 1037 южноуральских детей находится на дистанционном обучении;
* 139 общеобразовательных учреждений Южного Урала имеют учеников с ограниченными возможностями здоровья;
* 5 общеобразовательных учреждений в Челябинской области приспособлены для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
* 5% российских школ готовы в архитектурно-информационном плане к приему детей-инвалидов. К 2015 году этот показатель планируется увеличить до 20%.

О высшей инклюзии

Дарья Романенкова, начальник Регионального центра образования инвалидов Челябинского государственного университета:
– В нашей стране инклюзивное образование начало развиваться не с дошкольного и школьного, а с высшего образования. Наш вуз работает по программе интегрированного обучения с 1995 года. Мы опробовали различные подходы, приобрели колоссальный опыт. У половины студентов с ограниченными возможностями здоровья имеется необходимость в довузовской подготовке. Мы учим, как работать на лекциях, в библиотеке, как готовить доклады и т.д. Кроме того, даем основы правовых знаний. Отдельный блок – профориентация личности. На сегодняшний день в ЧелГУ обучается 165 студентов-инвалидов. С 1998 года вуз окончили 250 человек, более 70% после получения высшего образования успешно трудоустраиваются. Одним из наших главных достижений мы считаем формирование у здоровых студентов адекватного психологического восприятия сокурсников с ограниченными возможностями.

О видах интеграции и толерантности

Светлана Потапчук, старший специалист отдела общего и специального (коррекционного) образования Министерства образования Челябинской области:

– В Челябинске в институтах повышения квалификации готовят учителей школ, которые работают с детьми с ограниченными возможностями. Очень важно разграничивать подлинную интеграцию (перемещение ребенка в общеобразовательную среду при стопроцентном создании условий, в которых он будет успешно реализовываться) и формальную инклюзию (простое перемещение в образовательное учреждение). Поэтому в первую очередь мы рассматриваем готовность учреждений к принятию детей с особыми потребностями. К сожалению, условия создаются не так быстро, как хотелось бы нам. Важный шаг для развития интеграции – создание базовых образовательных учреждений, которые будут осуществлять консультирование родителей и специалистов общеобразовательных школ.

Процесс развития инклюзивного образования необходимо поддерживать. Уже второй год в педуниверситете введена специальность «тьютер». В настоящее время министерство образования разрабатывает положение об интегрированном обучении детей с особыми потребностями в Челябинской области. Это как раз тот документ, который будет необходим для того, чтобы процесс инклюзии шел упорядоченно.

Проводится большая работа по формированию толерантности – через воспитательную работу в общеобразовательных учреждениях. Достаточно успешными темпами продвигается процесс работы с регламентирующими документами. Дело осталось за «малым» – выработать личное позитивное отношение каждого человека к людям с ограниченными возможностями здоровья: в семье, на улице, в школах. Рассуждая об толерантности, нужно начинать с себя.

О домашнем обучении

Как рассказала директор челябинской организации помощи детям-инвалидам «Звездный дождь» Елена Жернова, ее обширный опыт общения с родителями детей-инвалидов говорит о том, что никто из них не удовлетворен уровнем обучения, который система образования Челябинска готова им предоставить. Речь идет, в первую очередь, о домашнем образовании и невозможности для некоторых родителей и детей реализовать свое желание посещать образовательное учреждение наравне со здоровыми детьми.

Тамара Телелюева, директор коррекционной школы №127:
– Родители всегда должны помнить: каждый ребенок, обучающийся на дому, имеет право выбирать занятия, которые будет посещать в школе. Главная наша задача – создать условия для социализации детей. В этом плане отличный выход – школы дневного пребывания. Вообще вопрос интеграции детей с ограниченными возможностями в полноценный образовательный процесс поднят в Челябинске правильно и вовремя. Нужно дождаться принятия закона и программно выстроить проект инклюзии по Челябинской области. Система обучения особых детей существует давно, ее только нужно поддерживать и развивать. Необходимо принимать в штат тьютеров, сурдопедагогов и других специалистов, которые получили специальную подготовку для работы с особыми детьми.

О коррекционном образовании и инклюзии для аутистов

Представители учреждений образования считают, что инклюзивное обучение успешно функционирует в рамках уже существующей системы. По словам учителя истории челябинской школы-интерната № 4 Светланы Полулях, дети в коррекционных школах обладают разной степенью ограничений в здоровье, некоторые из них внешне ничем не отличаются от обычных детей. Они учатся наравне с теми, кто имеет явные и тяжелые патологии, и у них не возникает никаких сложностей в обучении и взаимодействии.

Но тенденция к развитию инклюзивного образования беспокоит челябинских педагогов. Они опасаются, что коррекционное образование «подвинут», и специальные школы станут не нужны. Между тем, самой системе коррекционного обучения уже более ста лет, она обладает успешно функционирующими образовательными методиками. Дети-инвалиды в Челябинской области эффективно обучаются, делают большие успехи в разных областях, показывают высокие результаты как на экзаменах, так и на различных конкурсах и олимпиадах.

По словам уполномоченной по правам ребенка в Челябинской области Маргариты Павловой, никаких причин для опасений у представителей системы коррекционного образования нет. Существованию специальных образовательных учреждений для детей-инвалидов ничего не угрожает, и в необходимости коррекционного образования никто не сомневается. К такому мнению пришли эксперты при обсуждении закона об инклюзивном образовании на конференции в Москве.


У детей-инвалидов разное состояние здоровья, физические и интеллектуальные возможности, которые создают самые различные образовательные потребности. Кому-то будет необходимо коррекционное учреждение, кому-то домашнее обучение. А некоторые дети остро нуждаются в инклюзивном образовании, которое дает больше возможностей для социализации.

– Об инклюзивном образовании чаще всего говорят применительно к детям-аутистам, - отметила Маргарита Павлова. – Их в последнее время становится все больше, а что делать с ними – образовательная система пока не знает. Для обучения слабослышащих или слабовидящих детей давно созданы образовательные методики, а для детей-аутистов их пока не существует. Но практика показывает, что таких детей нет смысла собирать вместе в пределах одного образовательного учреждения, наоборот, для полноценного развития им необходима интеграция в обычные детские коллективы. То же самое касается детей с особенностями психического развития и интеллекта. При обучении в обычной школе с применением коррекционных методик отставание таких детей в развитии можно довести до минимума.

От слов к делу

В рамках круглого стола слово было предоставлено выпускнице ЧелГУ, инвалиду-колясочнику Ксении Слащевой, которая столкнулась с ситуацией, когда после окончания вуза она не может найти работу учителя русского языка и литературы ни в одной школе Челябинска, поскольку для передвижения в коляске они не приспособлены.

– Давайте переходить от слов к делу. Сейчас на северо-западе строится новый микрорайон, там запроектирована школа, так пусть она будет приспособлена для инвалидов – как для детей, так и для учителей.

В завершение круглого стола мама Ксении Слащевой призвала к тому, чтобы при несомненных успехах системы коррекционного образования в Челябинской области педагоги и чиновники не забывали о существующих проблемах по созданию доступной среды для людей с разными ограничениями в здоровье, и продолжали предпринимать меры по их решению.

Наталья ЛАПИНА,
(По информации ИА «Урал-пресс-информ»)

  Комментарии добавить ]
09 марта 2014 г.
Оксана Иванова:
Хотелось, бы уточнить у Маргариты Павловой, знает ли она особенности детей с РДА, есть ли практический опыт с такими детьми??? Чем, Вы руководствуетесь, предлагая интеграцию таких детей в ОУ?


Коротко о важном
Абилимпикс Южный Урал – 2017
Объявление
Бедные "Марьюшки"
Межрегиональный театрализованный конкурс ВОИ «СИТЦЕВЫЙ БАЛ»
С юбилеем, дорогие коллеги!
Тренируйся – и победишь!
 

Вопрос:
Последние комментарии
Добрый день. Хотела выразить благодарность вашей редакции за ваш труд, за то, что освещаете вопросы людей с трудной жизненной ситуацией, инвалидностью...
Это мой прадедушка=))Я Поздеева Яна.
Это мой дедушка! Я Кульмухаметов Ильшат
© «Милосердие и здоровье»
Челябинская областная благотворительная газета. Выпускается с 1989 года.
Все права защищены.
Главный редактор -
Татьяна Воловик
volovik51@mail.ru
    
Cоздание сайта  Экспресс Дизайн Групп  «Экспресс Дизайн Групп»